«Точка становится кругом, или темные призраки светлого будущего» — интригующая фраза, правда? Именно так называется экспозиция художника Ербосына Мельдибекова, которая сейчас проходит в социально-культурном пространстве «Дом на Барибаева» в Алматы.
В своих работах Ербосын Мельдибеков стараетсяотразить ситуацию в Центральной Азии. Эту выставку составляют работы за последние три—четыре года. В беседе с корреспондентом elitar.kz художник рассказал о некоторых моментах и нюансах, как и почему создавались те или иные работы и какой смысл они несут.
Например, инсталляция, которая носит название «НКВД», выполнена из нескольких алюминиевых тазов с характерными линиями желобов. Куратор выставки Дастан Кожахметов рассказал, что Мельдибеков собирает и объединяет в ней все известные названия гор – древние и современные, данные при власти Российской империи, в советскую и постсоветскую эпохи.
«Художник создает несуществующий ландшафт, ложную картину мира, в котором географические параллели становятся параллелями историческими», — отметил куратор.
А вот сам автор утверждает, что ему просто нравится создавать такой хаос в своих работах. Это его видение мира — вне политики.
Очень интересная история у инсталляции «Ретирада стиля». В далеком 2016 году после смерти Президента Узбекистана Ислама Каримова в стране был объявлен конкурс на создание в память о нем памятника в Ташкенте. Нашего художника тоже пригласили поучаствовать.
Недолго думая, он принял приглашение и начал готовить свою работу. Информация об этом событии и об участниках начала публиковаться в газетах, а когда узнали, что в этом конкурсе будет участвовать Ербосын, его фамилию просто вычеркнули из списка. То есть просто лишили возможности участвовать в конкурсе.
«Что странно,так это то, что в этом конкурсе участвовали где-то 54 участника. То есть было приготовлено очень много скульптур. И такое ощущение было, будто все эти скульптуры сделал один и тот же автор. Они все выглядели одинаково, только положение рук отличалось», — рассказал художник.
Он добавил, что в советское время у скульпторов были разные почерки. А когда они находятся в неком вакууме, все становится шаблонным.
В инсталляции «Светофор» автор попытался создать свою версию флага Афганистана.
«За последние полвека в Афганистане сменились практически все известные политические режимы: монархия, республика, прокоммунистический строй, версии исламских государств. Каждая смена ознаменовалась редизайном государственного флага, в котором калейдоскопом рокировались четыре основных цвета – белый, черный, зеленый и красный. В версиях дизайна флага от Медильбекова при помощи видеопечати совмещены сразу два варианта визуальных решений, и под различными углами обзора можно увидеть переливающиеся цветовые сочетания афганского триколора», — пояснил замысел куратор выставки.
А буквально накануне выставки художник создал видеоинсталляцию «118 часов нарушаемой тишины, или уроки казахского языка». В чем же месседж этого проекта?
Ербосын Мельдибеков рассказал, что особенно в детстве не всегда бывает легко произносить казахские буквы. На видео он произносит буквы с акцентом, будто изучает язык.
«В Париже есть арабский акцент, в Москве армянский, грузинский, центральноазиатский, и я также использую акцент», — комментирует автор.
Скоро у него планируются выставки в Швейцарии и Дании. А еще он уверен, что именно сейчас формируется новый андеграунд. И это хорошо, ведь художник должен донести месседж до зрителя.
Выставка «Точка становится кругом, или темные призраки светлого будущего» продлится до 16 марта.
Ербосын Мельдибеков
Родился на станции Тюлькубас, живет и работает в Алматы. Ербосын Мельдибеков выполняет работы в жанрах скульптуры, инсталляции, перформанса, видео и фотографии.
В 2015 Aspan Gallery представила ретроспективу Мельдибекова «Вечное возвращение» в Музее искусств им. А. Кастеева, куратором которой выступил Виктор Мизиано.
Среди последних групповых выставок скульптора следует отметить «Евразийские утопии: Пост скриптум» в SuwonI’Park Museum of Art, Сувон (2018), Signature Art Prize в Национальном музее Сингапура (2018), SunsandNeonsabove Kazakhstan в Yarat, Баку (2017), BALAGAN!!! в Берлине (2015), специальный проект 6-й Московской биеннале «Своя земля/Чужая территория» (2015), «Грамматика свободы» в Гараже, Москва (2015), 1-ю Киевскую биеннале (2012), 9-ю биеннале Гванджу (2012), Павильон Центральной Азии на Венецианской биеннале (2011, 2005), Time oftheStorytellers в KIASMA, Хельсинки (2007), ProgressiveNostalgia в LuigiPecci Centre, Прато (2007).
ЛяззатКусаинова