В Шымкенте обсудили, что влияет на формирование гармонично развитой личности

Теги:
340

В своем послании «Справедливое государство. Единая нация.Благополучное общество» Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Наше подрастающее поколение должно быть конкурентно способно не только в Казахстане, но и за его пределами. Самое главное — честный труд. Нам необходимо воспитать поколение, которое хорошо понимает это. Большое внимание данному вопросу следует уделить в идеологической работе».

Одним из важных вопросов на повестке дня сегодня является воспитание молодежи. Как сказано в Послании Президента, важная предпосылка качественного роста человеческого капитала в Казахстане — это усиление воспитательного компонента процесса обучения.

Воспитание личности, становление образованного и воспитанного человека является главной целью педагога, учителя, куратора. Важно развивать в студенте позитивные черты характера — умение ладить с людьми, принимать решения, любовь к знаниям, уверенность в себе, искренность, открытость, дружелюбие. Они могут оказать огромное влияние на судьбу человека, его жизненное и профессиональное самоопределение и становление.

Грамотно поставленный учебно-воспитательный процесс формирует правильные мотивы, то есть чувства, образы, мысли, побуждающие к совершению учебных и общественных действий. Повторяясь изо дня в день в типичных условиях, эти мотивы становятся характерными и укореняются в личности студента в виде черт и качеств характера.

Современная студенческая молодежь нуждается в положительных героях. Так идет сознательное и подсознательное копирование и подражание персонажу с позитивными качествами. Таким героем может быть педагог, куратор, преподаватель-предметник. А для этого он должен быть ответственно относится к самому себе. К тому, как он себя держит на занятиях, как себя ведет на кафедре, при выполнении общественных работ.

Для гармоничного развития личности студента педагогу (впрочем, как и самому студенту) необходимо много и качественно работать над собой, развитием своих педагогических, человеческих, профессиональных качеств. Трудности внутренней работы порой бывают непреодолимы для самой личности, и она ищет поддержки, совета, утешения у окружающих. В какой-то момент каждый из нас выступает как психотерапевт. Поэтому нелишне развивать у себя способность к сопереживанию, умение слушать другого, проявлять тактичную заинтересованность в духовной и душевной жизни студентов. Все это составляет часть психологической культуры педагога.

Психологически некорректные действия педагога могут вызвать состояние фрустрации студента, когда преподаватель, например, «прорабатывает» студента, не замечая его стараний. Это демобилизует студента, вызывает желание демонстративно не подчиниться, вести себя по отношению к преподавателю вызывающе. Критика всегда вызывает защитно-оборонительную реакцию, конфликт свидетельствует о беспомощности воспитателя в выборе других методов и средств воспитания. Используя критику, нужно найти ее верный тон, психологический и педагогический такт, даже юмор, умело используя метод кнута и пряника.

Несвободный, подавленный или угнетенный человек малоперспективен и малоэффективен творчески. В этой связи небезынтересно привести эксперимент психолога Розенталла, проведенный им в американской школе. Среди детей, получивших по итогам тестирования на уровень интеллекта наиболее высокие результаты, он назвал и несколько отстающих по успеваемости учащихся. Через год, придя в школу, он обнаружил ожидаемый эффект. Слабые по успеваемости учащиеся, но которым психолог создал репутацию одаренных, оказались в числе лучших учеников класса. Можно сказать, что этим американским ученикам был выдан «кредит доверия», который они оправдали сполна.

Положительные жизненные установки преподавателя к своей работе и студентам уже сами по себе ставят процесс воспитания «на автомат». Установлено, что если человек воспринимает тебя хорошим, то он постепенно становится таковым. Тысячу раз прав Абай, который сказал: «Начало человечности — любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все. В ком господствует чувства любви и справедливости, тот мудрец, тот учен».

Главное для студента — это работа над собой, стремление повышать свой уровень образованности, культуры, воспитанности. Студент должен поступать правильно не потому, что знает, как надо поступать в том или ином случае, а потому, что иначе он не может, не привык поступать даже тогда, когда его никто не видит.

Неблагополучное, конфликтное общение в семье и учебном коллективе формирует неполноценную, ущербную личность, приводит к заторможенности и задержкам психического развития, порождающего либо неуверенность в себе, либо агрессивность и другие отклонения.

Обучение технологии общения, умению слушать, культуре дискуссий ведется во многих развитых странах организованно. Этому способствуют и занятия на различных курсах повышения эффективности делового общения. Например, обсуждая со студентами его недостатки, лучше делать это с глазу на глаз, хвалить же его, отмечая положительные его качества, следует при всех. Еще нужно замечать и поощрять даже незначительные успехи студента. А если разговор о недостатках неизбежен, то следует, как говорится, «подсластить пилюлю»: сначала за что-либо его похвалить, создав тем самым благоприятную почву для восприятия замечания.

И главное не на минуту не следует забывать, что студентов воспитывает все: и процесс учебы, с специальные воспитательные мероприятия, и сам стиль жизни и общения с ними.

Предыдущая запись
АО «Риддер ТЭЦ» могут привлечь к ответственности за сбои с подачей тепла
Следующая запись
​«Мать не испытывает раскаяния» — уполномоченная по правам детей в городе Шымкент Жаннета Жазыкпаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню