Почему почетный статус культурной столицы Казахстана в прошлом году был присвоен областному центру пристоличного региона и стало ли это толчком для развития этой сферы? Руководство профильного управления и представители местных учреждений культуры отмечают позитивные перемены. И сами акмолинцы-зрители говорят, что повседневная жизнь, «откорректированная» пандемией COVID-19, стала все же ярче, заметнее благодаря продемонстрированному мастерству представителей культуры – и хозяев, и гостей.
Эстафету приняли
Напомним, о том, что Кокшетау стал культурной столицей Казахстана 2021 года, стало известно в мае прошлого года на трехдневном фестивале организаций и работников сферы культуры и искусства «Рухани қазына-2021». Это масштабное мероприятие в культурной жизни страны проводилось в четвертый раз, и впервые его участников в онлайн-формате собрала не столица, а регион.
Статуэтку «Көкшетау – Қазақстанның мәдени астанасы» специально приехавшая тогдашний министр культуры и спорта Актоты Раимкулова вручила заместителю акима области Малгаждару Таткееву на церемонии открытия мероприятия. Выбор Акмолинского региона исходил из того, что этот край — признанная колыбель казахского искусства, в том числе музыкального, поэтического, где появились неповторимые произведения великих акынов Биржана сал, Акана серэ, Укили Ыбырая и других.
Сам фестиваль – один из важных республиканских проектов, реализуемых профильным министерством в рамках программы «Рухани жаңғыру». По сути, это конкурс, приуроченный к профессиональному празднику работников сферы, который ежегодно проводится среди работников государственных музеев, библиотек, культурно-досуговых комплексов и организаций культуры областного, районного (городского), сельского значения с 2018 года.
За три года на него поступило 573 заявки на участие из 17 регионов страны. Число номинаций выросло до 51 — учреждены специальные номинации имени Мукагали Макатаева, Жамбыла Жабаева, Алихана Бокейханова, Ибрая Алтынсарина, Узбекали Джанибекова.
Еще одно новшество прошедшего фестиваля состояло в том, что особое внимание было уделено библиотечной деятельности в рамках Года поддержки детского и юношеского чтения. Основная цель – не только выявить лучших, но и организовать площадку для профессионального общения, обмена опытом, инновациями.
Поделиться опытом с казахстанскими коллегами приезжала российский бизнес-тренер, специалист по театральному маркетингу и арт-менеджменту, продюсер, член Союза театральных деятелей РФ, преподаватель курсов арт-менеджмента ЦНТИ «Прогресс», директор фестиваля театральной фотографии Евгения Карпанина. Она проводила мастер-классы с упором на цифровые технологии, которые завоевывают все сферы.
Фестивалей краски и гастролей фейерверк
Руководитель управления культуры Акмолинской области Айгуль Сабитова говорит, что в регионе очень гордятся решением оргкомитета фестиваля 2021 года объявить Кокшетау культурной столицей Казахстана.
«Для нас это был большой, запоминающийся проект. В первую очередь он позволил области поделиться своими достижениями в сфере культуры на практике с коллегами из других областей, «вооружиться» их лучшим опытом. Когда и где мы могли бы вот так — в одном месте, всем сразу – показать и себя, и других?!», — восклицает глава управления.
Собеседница считает: им действительно есть, чем гордиться, список высоких наград — впечатляющий. Так, по итогам «Рухани қазына-2021» представители региона победили в семи номинациях. Имена талантливых акмолинцев, творческие коллективы известны не только в странах ближнего зарубежья. И культурная армия большая — свыше трех тысяч работников.
Для связи с другими регионами страны при управлении культуры Акмолинской области заработал штаб. Была разработана Дорожная карта реализации проекта «Кокшетау — культурная столица Казахстана», в которую вошли 500 музейных, библиотечных, театральных, концертных и культурно-досуговых мероприятий.
«Лучшие творческие коллективы страны представили здесь свои программы и постановки. Мы как принимающая сторона постарались создать максимально комфортные условия, содействуя организации гастролей, конференций, презентаций, выставок, информационному освещению, знакомству с сакральными местами жемчужины республики — Бурабая. И смело могу сказать: проект обрел неповторимость и знаковость, завоевал самую разную аудиторию – от школьника до пожилого человека», — заявила Айгуль Сабитова.
Правда, у театралов в те дни почти не было свободного вечера — один за другим в Кокшетау состоялись два значимых события: III региональный фестиваль театров, посвященный 30-летию Независимости РК и 25-летию областного казахского музыкально-драматического театра имени Шахмета Хусаинова, с участием казахских театров из Костаная, Караганды, Павлодара, Петропавловска, и III международный театральный фестиваль «TeART-Кɵкше», в программу которого вошли постановки 11 театров из России, Кыргызстана и Казахстана.
«TeART-Кɵкше» уже стал визитной карточкой и города, и области в целом. Мы проводим его с 2017 года, и география его с каждым годом ширится, улучшается качество спектаклей, расширяется круг поисков режиссеров и актеров. Сначала мы искали и приглашали участников, теперь они сами присылают заявки, и у нас есть возможность выбирать», — отметила главный режиссер Акмолинского областного русского драматического театра Ольга Луцива.
Она добавила, что члены жюри фестиваля — это эксперты в мире театрального искусства, к примеру, заслуженный деятель РК, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории театрального искусства Казахской национальной академии искусств им. Жургенова Сания Кабдиева, известный театровед из Казани Нияз Игламов.
В прошлом году впервые перед фестивалем в рамках проекта «Кокшетау-культурная столица» организовали творческую лабораторию для артистов казахстанских театров по режиссуре, театральному менеджменту, актерскому мастерству.
«И это круто, когда мы можем общаться вживую, обмениваться мыслями и эмоциями! Пандемия ведь здорово ограничила нас в этом. В нынешнем году мы повторим лабораторию, постараемся сделать постоянной. А вариться в собственном соку нельзя, нужно все время учиться. С другой стороны, и кокшетауский зритель получил уникальную возможность увидеть постановки театров из других стран, никуда не выезжая», — подчеркнула Ольга Луцива.
Под огромным впечатлением от проведенного регионального фольклорного фестиваля «Көнеден жеткен күмбір», посвященного 150-летию Кажымукана Мунайтпасова, оказались его участники. Он прошел в одном из живописных мест Бурабайского района — на поляне Абылай-хана собрались лучшие фольклорные коллективы и исполнители из Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Акмолинской областей и Нур-Султана.
Здесь они не только увидели воспетые поэтами озера, горы Болектау, Окжетпес, посетили музей под открытым небом «Ботай-Бурабай», но и получили прекрасную возможность повысить свой профессиональный уровень на семинаре-тренинге «Фольклорлық аспаптар және аранжировка негіздері» отличника культуры РК, руководителя фольклорного ансамбля «Сарыарқа» Тогжана Жахина.
В рамках проекта в Акмолинском областном историко-краеведческом музее разворачивались выставки, представленные музеями Костанайской, Северо-Казахстанской, Атырауской областей и Алматы.
Ценным подарком для кокшетауцев и гостей города стали гастроли театра «Астана Балет» и Казахского национального театра драмы имени М. Ауэзова.
Столичный коллектив привез грандиозную программу — постановку «Наследие Великой степи» и неоклассическую композицию «A Fuego Lento», закрыв в Кокшетау свой девятый театральный сезон. Акмолинские поклонники хореографического искусства, не избалованные постановками такого уровня, буквально искупали артистов в овациях.
Визит алматинцев запомнился тем, что с коллективом приехал сам мэтр — художественный руководитель театра, народный артист СССР и Казахстана Асанали Ашимов. Он с удовольствием пообщался с журналистами перед первым спектаклем, поделившись своим мнением об актерской профессии, перспективах театрального дела и в целом рассуждениями о жизни.
Шесть дней актеры театра играли в своих спектаклях — самых долгоиграющих, полюбившихся зрителю, среди которых драма «Жаужүрек», мюзикл «Сыған серенадасы»…
Библиотека не осталась в стороне
В 2020 году по решению жюри фестиваля «Рухани қазына» лучшим библиотечным сайтом признали портал областной универсальной научной библиотеки имени М. Жумабаева.
«Такая высокая оценка нашего труда экспертами в масштабах страны много значила для нас, поэтому в 2021 году мы решили участвовать в двух номинациях – «Мәдениет жанашыры» и «Лучший инклюзивный онлайн-проект библиотек». И стали победителями в последней», — поделилась заместитель директора учреждения Галина Савенкова.
Галина Савенкова подчеркивает: несмотря на бурное развитие информационных технологий, а также частичный переход читающей аудитории от бумажных книг к электронным, библиотечное дело продолжает совершенствоваться и адаптироваться в современном мире. И библиотекарю наряду с традиционными качествами нужно стремиться к освоению новых навыков.
Впрочем, областную библиотеку сложно упрекнуть в игнорировании новых информационных трендов. Так, около трех лет здесь действует проект «Мобильная библиотека» — как один из вариантов доступа к литературе посредством электронных гаджетов к произведениям более ста современных и классических произведений отечественных и зарубежных авторов на казахском, русском, английском языках.
Сегодня Акмолинская областная универсальная научная библиотека им. М. Жумабаева — информационно-культурный центр с общим фондом свыше 360 тысяч печатных и электронных единиц. По объему ресурсов она входит в число крупнейших региональных библиотек, а ее исключительной функцией стало комплектование и хранение местных и краеведческих изданий.
Ежегодно ее читателями становятся более 30 тысяч реальных и виртуальных пользователей, фиксируется около 380 тысяч посещений, в том числе и сайта, выдается около 500 тысяч экземпляров различных печатных изданий, электронных ресурсов, аудиовизуальных документов.
Между тем, не все в этой сфере выглядит столь оптимистично. Директор Высшего колледжа культуры имени Акана серэ г. Кокшетау Куралай Идрисова говорит, что в последние два года на специальность «Библиотечное дело» не было ни одного абитуриента в рамках госзаказа. Трудно и с подготовкой педагогов-организаторов культурно-массовых представлений – поступают из других регионов, а местные – нет.
«Положение с кадрами непростое: не секрет, что среди работников культуры в селах, особенно библиотекарей, процент молодых людей низок. А ведь колледжей культуры в республике всего два — в Кокшетау и Каскелене. Именно мы готовим специалистов для организаций культуры, в том числе для периферии. Как никогда нужна серьезная профориентационная работа», — считает Куралай Идрисова.
Как добавила собеседница, в этом отношении проект «Кокшетау – культурная столица» помог поднять престиж профессий работников сферы культуры. «Наши студенты были его активными участниками в областной филармонии, в Казахском музыкально-драматическом театре имени Ш. Хусаинова. В нашем колледже работают замечательные творческие коллективы: танцевальные «Самоцветы», «Жарқын», «Диамант», ВИА «Амигос», молодежный театр «Ел жастар». Для них проект стал большой подпиткой, источником энергии», — убеждена директор колледжа.
Статус обязывает
Айгуль Сабитова уверена: проект, безусловно, стал новой отправной точкой для развития сферы культуры региона. Она призналась, что была восхищена работой коллег из атырауского музея: «Оказывается, для того, чтобы достойно представить свой регион, не нужны огромные площади. В нашем небольшом зале гостей встречали семь их экскурсоводов – они отлично знают историю, владеют словом, замечательно выглядят».
Школа гидов у них работает давно, отметила руководитель управления. А теперь есть и на базе Акмолинского областного историко-краеведческого музея. Сначала в нее привлекали учеников, сейчас подключили студентов.
«Я объяснила, наверное, просто, но в этом — соль проекта. Идей созрело много, хотели бы все их воплотить», — резюмировала Айгуль Сабитова.
В то же время она признала: есть и проблемы. Бюджет сферы позволяет решать вопрос модернизации объектов культуры, строительства новых, в первую очередь в глубинке. Пока обновление добралось не до всех сельских населенных пунктов, есть и такие, где ни взрослым, ни детям негде проводить время.
Свой вклад в это дело внесли и программа «Дорожная карта занятости», и спецпроект «Ауыл-Ел бесігі» — в 2021 году открыли пять новых объектов культуры.
Аэлита Таева, фото Берика Ескенова и из архива управления культуры Акмолинской области