Выставка работ Павла Кунина планировалась давно, но по многим причинам откладывалась, среди них – карантин. Для этой выставки работы Кунина отбирали известные фотографы Караганды Юрий Варыгин и Владимир Троценко.
Жизнерадостный, веселый, коммуникабельный, с особым говором – так вспоминают о фотографе Павле Кунине те, кто был с ним знаком. Его не стало чуть больше 20 лет назад, но те, кто его знали, хранят в памяти светлые воспоминания о Павле Семеновиче. И сегодня в Караганде открылась выставка, посвященная его творчеству. О том, каким был фотограф по воспоминаниям карагандинцев, расскажет elitar.kz.
Фронтовик, прошедший путь от рядового фотолюбителя до EFIAP
Павел Кунин родился в 1925 году в поcелке Новоюрьевское Тамбовской области, он был четырнадцатым ребенком. В рядах Советской Армии Павел Кунин служил с 1943 по 1950 годы, во время Великой Отечественной войны прошел от Сталинграда до Берлина. Служил в зенитной артиллерии. На здании рейхстага оставил свой автограф: «Я с Тамбовщины! Павел Кунин». За боевые заслуги его наградили орденом «Красная Звезда», медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
После войны Павел Семенович еще пять лет служил в Германии. Там он познакомился с немцем, работавшим в фотоателье, и увлекся фотографией. Прежде Павел Кунин не имел ни малейшего представления о том, как получается изображение на бумаге. В 1947 году впервые взял в руки фотоаппарат (в штабе, где он служил, была небольшая фотостудия).
Когда после войны вернулся в родной поселок Тамбовской области, он преподавал рисование и черчение в местной школе. В 1953 году Кунин вместе с семьей приехал в Караганду, устроился художником-оформителем в «Центрказгеологию» и работал там до ухода на пенсию, а фотографией занимался в свободное от работы время.
Павел Семенович участвовал более чем в 400 фотовыставках в Советском Союзе и за рубежом. Многие выставки приносили ему награды. Значительная часть его работ является классикой не только казахстанской, но и мировой черно-белой фотографии. Кунин прошел путь от рядового фотолюбителя до EFIAP – «Выдающегося фотохудожника» Международной федерации фотографического искусства под эгидой ЮНЕСКО. Выставки фотографа проходили в Испании и Италии. Работы печатались в фотожурналах и фотоальбомах, издававшихся в СССР, а в выставочных каталогах – по всему миру.
Фотоаппарат Павла Кунина — один из уникальных экспонатов областного краеведческого музея. Здесь же хранятся его документы, дипломы и грамоты.
«В память о мастере мы просто обязаны были сделать выставку»
Болат Аймагамбетов – один из трех руководителей фотоклуба «Караганда» (вместе с Тимуром и Светланой Кудериновыми). Сам фотоклуб существует со времен Советского Союза. Второе рождение «Караганда» пережила в 2019 году. Выставка работ Павла Кунина планировалась давно, но по многим причинам откладывалась, среди которых – карантин.
«Павел Семенович долгое время был председателем фотоклуба, еще в советское время. В память о мастере мы просто обязаны были сделать выставку»,- сказал Болат Аймагамбетов.
Сам Болат был лично знаком с Павлом Семеновичем – мастер помог карагандинцу стать фотокорреспондентом. Начинающему фотографу нужно было пройти конкур на работу в местную газету. Для этого всем желающим дали задание – пройтись по Караганде и сделать какое-нибудь фото. Болат сделал снимок дедушки с весами, на которых взвешивалась девушка, а рядом с ней стояли дети. Он распечатал фото и направлялся в редакцию, когда по пути встретил Павла Семеновича.
«У него был такой тамбовский говор. Он был всегда жизнерадостным и веселым,- вспоминает Болат Аймагамбетов. — Я показал ему работу. Он похвалил меня и подсказал, как экспозицию лучше сделать, что нужно обрезать. Я обрезал работу и принес. В редакции газеты увидели мой потенциал и приняли на работу».
Дальше Болат с улыбкой говорит, что историй с Павлом Семеновичем связано много: он и сам когда-то пытался писать заметки про мастера.
Работы фронтовика-фотохудожника Болату передал Трофим, родственник Павла Кунина, уехавший на ПМЖ за границу. Близких в Караганде у них больше не осталось. Так фотографии оказались у Болата.
Один из руководителей фотоклуба «Караганда» отмечает, что точное количество работ неизвестно – есть снимки в нескольких экземплярах, потому что они одновременно отправлялись на разные мировые выставки. Сейчас работы хранятся в надежном месте в соответствующих условиях. Для этой выставки работы Кунина отбирали известные фотографы Караганды Юрий Варыгин и Владимир Троценко.
«Везде, куда мы попадали — на семинары, фестивали, выставки, везде Павел Семенович был душой компании. Кроме того, он был большим мастером. Технически был очень сильно подкован. В СССР тогда это называлось фотографикой. Это было движение фотографов, которые пытались как-то изменить фотографии, внести в них что-то дополнительное – улучшить и усилить. Павел Семенович шел по этому пути одним из первых», — поделился Юрий Варыгин.
Фотографика – предтеча фотошопа, как объяснил Юрий Варыгин. Раньше такие работы делались месяцами или годами. Это был большой длительный процесс с особой технологией, доступной не каждому, нужны были определенные пленки и химия. Если с фотошопом можно пробовать несколько вариантов, то в фотографике результат уже не изменить — только если начать все сначала.
Работа «Я сама», где девочка завязывает шнурки — одна из первых работ Кунина в этой технике. Изначально это была фотография, на которой он запечатлел знакомую девочку. С ней он стал знаменит в 60-70 годах, а позже превратил в фотографику.
Вход на выставку фоторабот Павла Кунина свободный, посмотреть работы можно будет до конца мая в доме Союза Архитекторов.
Алёна Смирнова