В ходе панельной сессии форума Алибек Куантыров рассказал о мерах поддержки бизнеса, налоговой политике и основных пунктах программы «Тариф в обмен на инвестиции».
В частности, он отметил, что в рамках действующей программы «Тариф в обмен на инвестиции» ведется мониторинг всех инвестиционных программ через электронную базу Е-монополист. Речь идет о субъектах естественных монополий, отвечающих за тепло-, энергосети, водоснабжение и водоотведение.
Тариф на электроснабжение складывается следующим образом:
61% — энергопроизводящие организации (ТЭЦы)
35% — энергопередающие организации
4% — энергоснабжающие компании
В целом, что касается повышения тарифов, то министр подчеркнул, что они должны быть комфортными для граждан и решение будет приниматься после изучения социально-экономической ситуации каждого региона и общественных слушаний.
«Это непопулярная мера, на которую надо идти, в первую очередь, из-за износа сетей. При этом, если говорить о тарифах на свет, основная нагрузка на 70% ложится на бюджетные организации. Они платят в среднем от 45 до 65 тенге за кВт/час. Бизнес платит 25-30 тенге. За счет распределения нагрузки на государство и бизнес, население платит 11-15 тенге. Эту дифференциацию мы постепенно будем уменьшать», — сказал А.Куантыров.
Также глава МНЭ ответил на вопрос по возмещению инвестиционных затрат для бизнеса до 20% стоимости строительно-монтажных работ и приобретение оборудования. Данная норма была упразднена в Предпринимательском кодексе в декабре 2022 года.
«В Предпринимательском кодексе была ссылка на соответствующую норму Налогового кодекса. Поэтому возвращать ее в Предпринимательский кодекс нет смысла. Касательно порога инвестиций для МСБ, то думаю, что можно рассмотреть его снижение в два раза или больше, если будут потенциальные проекты, которым нужно предоставлять компенсацию»,-сказал А.Куантыров.
Кроме того, министр отдельно остановился на уплате НДС методом зачета при импорте оборудования, напомнив, что норма была продлена до 2025 года.
«К сожалению, мы не видим пока результата от данной нормы и предприниматели воспринимают данную норму, как снижение импортных затрат. В свою очередь, у нас стоит задача по развитию внутреннего производства. Если мы говорим о машиностроении, то нам нужно делать акцент на создание оборудования и компонентов, которые в стране не производятся», — заключил он.