В последние годы в Кызылординской области не хватает мест в школах. Всему виной демографический бум.
По информации областного Управления образования, в области 311 общеобразовательных школ: 296 – государственных и 16 – частных. В новом учебном году за школьные парты сядут 182 тысячи детей – на пять тысяч больше, чем в прошлом году. В первый класс зачислены 17 898 детей.
Между тем, в области некоторым школам из-за перегруженности грозит переход на трехсменное обучение. Как сказал аким области Нурлыбек Налибаев на августовском совещании педагогов, есть риск, что в новом учебном году шесть школ Кызылорды будут работать в три смены. Как школы собираются выходить из создавшейся ситуации, узнавала корреспондент elitar.kz.
«Лучшая школа – та, что ближе к дому»
Так считают в Финляндии, стране, которая по индексу уровня образования занимает 4-е место в рейтинге Education Index Программы развития ООН. Кстати, в этом списке Казахстан значится на 35-й строчке (данные за 2020 год).
В Кызылорде одной из лучших считается школа имени Абая. Старейшее учебное заведение несколько лет тому назад перешагнуло 100-летний рубеж. Учебное заведение не раз становилось победителем конкурсов на лучшую школу не только по городу, но и по области. Раньше она была известна как школа для одаренных детей «Мұрагер», ныне это школа имени Абая со специализированными классами для одаренных детей, где практикуют трехъязычие. Это одна из шести школ Кызылорды, где существует дефицит мест. Оно и понятно – любой родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошие знания.
«В прошлом году, когда пришло время отдавать сына в 1-й класс, мы выбрали именно эту школу. Но мы выбирали не школу, а педагога, которого хвалили в городе. Конечно, здесь работают прекрасные учителя, да к тому же есть сложившиеся за много лет традиции. Знаю, что школа переполнена, но пока нам это не мешает, живем поблизости. Думаю, что проблема с дефицитом мест возникла по причине того, что много желающих попасть именно сюда. Дети приходят из разных концов города – из Арая и других отдаленных микрорайонов, несмотря на то, что они должны посещать школы, расположенные рядом с местом их проживания», – говорит Ерлан Мусаев, отец одного из учеников.
Тем не менее, школа не резиновая. Она рассчитана на 1200 мест, но на деле здесь учится более 4000 детей. Не лучше ситуация и в школах №264 имени Такея Есетова, №101 имени Али Муслимова, школе-гимназии №3 и еще двух других.
Суббота – не выходной
Однако, как ни странно, руководители этих школ считают, что особого повода для беспокойства нет. Нам удалось поговорить с директорами двух школ, где решать проблему будут за счет увеличения учебных дней: шесть, а не пять, как в других школах.
Хотя по решению Министерства образования в следующем учебном году казахстанские школы переходят на пятидневку.
«Это касается и директоров школ, и учителей, и всех работников. Мы считаем, что учителя должны в субботу отдыхать, находиться со своими детьми», – сказал министр Асхат Аймагамбетов на августовской конференции педагогов. Однако о двух выходных в неделю некоторые кызылординские педагоги и школьники, а вместе с ними и их родители могут пока только мечтать.
«В связи с перегруженностью в этом году учащиеся нашей школы будут учиться шесть дней в неделю. Данная мера поможет избежать обучения в три смены. В прошлом году мы приняли в первый класс около 350 детей и открыли 15 класс-комплектов, в этом году первоклассников будет больше – около 400. Соответственно, откроются семнадцать первых классов. Во всех классах будет не больше 25 учеников, положенных по нормативу. Думаю, что проблем не будет», – говорит директор школы №2 имени Абая Жаннат Садвакасова.
Напомним, Министерство образования объявило о переходе казахстанских школ в новом учебном году на пятидневку, при этом сделало исключение для школ с трехсменным обучением. К слову, ликвидировать трехсменное образование в Казахстане намеревались еще к 2016 году.
«В 2007 году в республике функционировало 108 школ, ведущих занятия в три смены. В рамках программы строительства 100 школ построено 106 школ на 86 тысяч ученических мест, из них 70 школ — в целях ликвидации трехсменного обучения. Кроме того, по состоянию на 1 октября текущего года за счет средств местных бюджетов введено еще 30 школ. Вместе с тем, вследствие миграционных процессов, демографического роста количество трехсменных школ на сегодняшний день по-прежнему остается высоким — 70 единиц трехсменных школ. Из 522 школ, намеченных к строительству по 2015 год включительно, в трехлетнем бюджете для ликвидации трехсменного обучения будет построена 61 школа. Таким образом, проблему трехсменного обучения планируется решить к 1 января 2016 года», — сообщил тогдашний министр финансов Болат Жамишев, отвечая на вопросы депутатов нижней палаты Парламента во время обсуждения проекта закона «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы».
Ныне в профильном министерстве обещают полностью ликвидировать трехсменку до 2025 года. В развитых странах в школах давно учатся в одну смену, но, по всей видимости, казахстанским школам до этого еще далеко.
Школы разгрузят пристройки
Решить проблему переполненных школ руководство Кызылординской области намерено с помощью пристройки к ним дополнительных помещений.
«В области в ряде школ есть дефицит ученических мест. Учитывая, что строительство новых школ требует больших финансовых вложений, для решения проблем таких школ к ним будут построены дополнительные здания. Так, например, до конца текущего года будут возведены пристройки на 550 мест для школы имени Абая, на 375 мест к школе №101, а в следующем учебном году будут построены дополнительные здания на 600 мест для школы №264 и на 300 мест для школы-лицея №3», – сообщил на августовской конференции аким области Кызылординской области Нурлыбек Налибаев.
На сегодняшний день для школы имения Абая уже определили место для строительства пристройки и подготовили проектно-сметную документацию.
«С основным зданием пристройку будет соединять коридор. Обещают сдать до конца этого года. Это поможет разгрузить школу и решит многие проблемы», – поделилась перспективами директор учреждения.
Как же без долгостроя?
Судя по нынешней ситуации со строительством и ремонтом школ, есть все основания для сомнений. Например, в области уже три года не могут построить одну из школ.
Средняя школа №169 в Жанакорганском районе была признана аварийной, и для строительства новой на 600 мест было выделено 2,5 млрд тенге, что вызвало много негативных высказываний. Гульшара Абдыкаликова (аким области на тот момент) поручила соответствующим органам провести проверку. Как выяснилось, для строительства выделили участок в 3,5 га на окраине поселка на месте болота, 800 млн тенге ушло только на осушение местности. Строительство было перенесли на другое место, направив сэкономленные деньги на строительство еще одной школы на 300 мест в том же Жанакорганском районе. Школу №169 должны были сдать в 2021 году, теперь обещают закончить в течение года. Кроме вышеназванной школы, в области признаны аварийными еще три.
Школу №71 в Аральском районе тоже обещают сдать в течение учебного года. Еще одна – школа №248 на 140 мест в ауле Жинишкекум в том же Аральском районе – была построена в 2015 году, но два года назад по заключению, выданному NTDK Group, была признана аварийной. Стены школы покрылись трещинами, в негодность пришел спортзал. Вопрос строительства новой взамен старой школы решился за счет частного инвестора. Ее тоже планируют построить до конца года. По строительству аварийной школы №94 в Казалинском районе работа на стадии разработки проектно-сметной документации.
Вместо школы – мастерская
На капитальный ремонт шести школ выделено более 2 млрд тенге. Большая часть зданий не видела серьезного ремонта на протяжении нескольких десятков лет. Одна из них – средняя школа №85 в поселке Торетам Кармакшинского района на 640 мест – не ремонтировалась с 1979 года. Ремонт школы №55 в ауле Бирлик Жанакорганского района закончить к 1 сентября не успеют, обещают закончить в октябре. Ее построили в 2001 году методом асара за счет средств районного бюджета и местных предпринимателей. Более 570 учеников этой школы начнут новый учебный год в приспособленных помещениях – в здании детского сада на 90 мест и трехэтажной мастерской.
Можно ли говорить о качестве образования, когда вместо учебного класса, оснащенного современными средствами обучения, дети учатся в общежитиях, игровых комнатах для малышей или, того хуже, мастерских? Комментарии, как говорится, излишни.
Жанна Балмаганбетова