Шымкент планирует полностью отказаться от кондукторов в общественном транспорте.
Эксперимент по отказу от кондукторов в общественном транспорте Шымкента начался с 18-го автобусного маршрута.
Транспортники считают, что у бескондукторной системы большие перспективы: водители будут зарабатывать больше, удастся увеличить выручку и сделать работу общественного транспорта прозрачнее.
Больше всего горожан возмущало, что кондукторами работают случайные люди. Нередко они хамят и даже дерутся с пассажирами. В этом автобусе, всё по-другому уверяет водитель. Оплатить проезд можно картой «Толем», отправить SMS, отсканировать QR-код или наличкой.
У пассажиров есть ряд и других претензий: на выходе в переднюю дверь скапливается очередь. Для уменьшения скопления людей водитель начинает принимать оплату по ходу движения, хотя обязан это делать только на остановке.
Бескондукторная оплата в общественном транспорте радует в основном… безбилетников, а потому полностью отказаться от кондуктора, даже в пилотном режиме, пока не получается.
На смену кондукторам придут контролёры. Если пассажир не произвёл ни наличную, ни безналичную оплату проезда, инспектор имеет право вызвать полицию и зафиксировать факт нарушения.
Окончательно и бесповоротно отказаться от кондукторов шымкентские перевозчики должны в следующем году. Транспортники уверяют, бескондукторная система успешно зарекомендовала себя в Алматы и Нур-Султане.
Сейчас в Шымкенте на пассажирском городском транспорте работает чуть больше 1,5 тыс. кондукторов. Работа некоторых из них вызывает справедливые нарекания горожан. Свое недовольство жители Шымкента высказали акиму города Мурату Айтенову на одной из встреч. Люди рассказали, что культура обслуживания, мягко говоря, хромает. По словам горожан, иногда кондукторы просили оплатить за проезд не картой Tolem, а наличными деньгами.
Председател Ассоциации автоперевозчиков Дархан Каюпов считает, чтобы транспорт мог работать без кондукторов, каждый автобус необходимо оснастить двумя валидаторами. Сейчас эта работа завершена. Практически в каждом автобусе есть два стационарных валидатора и один переносной у водителя. Однако кондукторы по-прежнему продолжают работать.
«Мы не можем просто так взять и выгнать людей на улицу, — говорит Дархан Каюпов. — Потому что в основном это женщины в возрасте, которые по многу лет проработали на этой работе. Сначала мы должны их трудоустроить. Нельзя вот так взять и выкинуть людей на улицу. Ведь это чьи-то матери, сестры, жены, дочери. К людям надо относиться бережно, тем более — к женщинам», — пояснил он.
Примерно 150 бывших кондукторов пригласят работать в мобильные группы контролерами, которые будут отлавливать «зайцев» в автобусах. Куда трудоустраивать остальных работников, пока думают.
«Задача, поставленная акимом, обязательно будет выполнена. Просто нужно немного больше времени, чтобы сделать все как следует», — отметил председатель ассоциации.
Справедливости ради стоит сказать, что не все горожане ратуют за отмену кондукторов. Ведь они помогают пассажирам, особенно возрастным, при посадке в автобусы, помогают мамам управляться с колясками, подают тяжелые сумки, объясняют маршруты автобусов.