Буллинг в школе – это проблема старших

Теги:
258

В Казахстане 2022 год объявлен Годом детей, и каждый четвертый из них подвергается буллингу ежедневно. С каждым днем количество историй, связанных с травлей детей в школах, увеличивается.

Объектом травли чаще всего становятся те дети, кто хоть как-то отличается от других. Асар (имя изменено) как раз был одним из таких. Он из многодетной семьи и ходил в школу в костюме, который донашивал после своих двух старших братьев. По воспоминаниям мальчика, у него в классе не было друзей, за партой он постоянно сидел один и никогда не играл в футбол, потому что его не брали в команду. Однажды его одноклассники закрыли его в женском туалете на весь день. Так продолжалось всю среднюю и старшую школу, и ни классный руководитель, ни психолог не смогли изменить ситуацию до самого выпускного.

«Хоть я тогда и смирился, но все равно не понимал, чем заслужил к себе такое отношение. Я вспоминаю. как каждый урок ждал звонка, чтобы поскорее вернуться домой и не слышать издевательств в свой адрес», — рассказал Асар.

Проблему буллинга в школах часто выделяют как одну из самых серьезных, ведь с ней хоть и сталкиваются в детском возрасте, последствия могут повлиять на всю жизнь.

Единого мнения по разрешению этой проблемы до сих пор нет. Ее обсуждают на самых разных уровнях и площадках. 30 марта Карагандинский университет «Казпотребсоюза» организовал Республиканский круглый стол на тему «Проблемы моббинга, буллинга, кибермоббинга и кибербуллинга в молодежной среде». На мероприятии присутствовала известный общественный деятель Казахстана Татьяна Калашникова.

Обращаясь к участникам круглого стола, она указала на необходимость комплексного подхода в решении данной проблемы, а также активного использования социальных сетей.

«Вы должны научить себя слышать и слушать молодежь. Именно их креативные решения помогут нам решить эту проблему», — подчеркнула Татьяна Павловна.

В ходе обсуждения она отметила высокую заинтересованность педагогов и самой молодежи, которая активно предлагает свои «креативные и эффективные механизмы по решению этой проблемы».

Руководитель Республиканского общественного объединения Александр Урмашов призвал пересмотреть проводимую работу и сделать упор на эффективной профилактике буллинга.

«Все действия направлены на уже произошедшие случаи буллинга, нет серьезных действий по его профилактике. Нужно пересматривать работу психологов в учебных учреждениях. Взваливать 500 детей на 1 психолога — это неправильно и неэффективно», — считает Урмашов.

Он также обратил внимание на отсутствие серьезных научных исследований касательно буллинга в регионах, из-за чего не получается оценить реальную картину происходящего.

По итогам круглого стола областное представительство РОО «Ассамблея жастары» достигло договоренности с Ассоциацией кафедр АНК «Шаңырақ» о проведении совместного исследования по данной тематике.

Чтобы определить причины и последствия буллинга, мы обратились к практикующему психологу, президенту общественного объединения «Мигдаль» Владимиру Алексанину.

— Что такое буллинг?

— Когда мы говорим про термин «буллинг», у него есть несколько интерпретаций. Если мы будем писать его по-английски, bully – задира, ing – окончание, которое показывает длительное время действия. Забегая вперед, уже становится понятно, чем отличаются буллинг и конфликт, уже из перевода слова можем сказать – в длительном его проявлении. Или мы можем отталкиваться от слова bull – бык, т.е. «быковать». В русском языке ближайшее слово — это «травля».

— Чем буллинг отличается от конфликта?

— Очень правильным является разделение понятий «конфликт» и «буллинг». Оба этих процесса возникают в групповой динамике, в социуме (школе, колледже, рабочем коллективе).

Конфликт – проходящее явление. Конфликтная ситуация в большинстве случаев возникает между людьми, и она разрешается. От конфликта бывает обидно, от него остается осадок. Но мы не можем сказать, что конфликт, один и тот же, повторяется ежедневно и приносит страдания.

Чтобы разделить эти понятия, есть пять признаков буллинга:

1) Буллинг осуществляется регулярно.

2) Буллинг происходит намеренно и умышленно.

3) Буллинг происходит при наличии иерархии в коллективе. Более богатый по отношению к менее богатому, более сильный по отношению к менее сильному, популярный по отношению к менее популярному.

4) Буллинг всегда демонстративен, агрессору нравится, чтобы за процессом наблюдали.

5) При буллинге у жертвы всегда есть ощущение страдания.

— На Ваш взгляд, какова природа буллинга?

— Когда мы говорим про природу буллинга, то тут есть два подхода. Первый подход — о том, что насилие в отношении буллера было совершено дома со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Да, бывает такое, что буллинг родился дома, и из-за того, что ребенок не может ответить дома, эту агрессию, как кипящий чайник, выливает на ком-то в школе. Второй подход говорит о том, что ученик, который создает буллинг в настоящий момент, когда-то в прошлом сам подвергался буллингу в школе. Из-за того, что он не мог ответить своему буллеру в прошлом, он решает отомстить совершенно другому человеку. Иногда так срабатывает человеческая психика. Из-за этого можно говорить о цикличности буллинга.

Цикличность – это когда ребенок сталкивается с буллингом в свой адрес, есть вероятность, что он совершит буллинг в сторону абсолютно другого человека, который попался под руку. Буллинг нужно моментально останавливать силами учителей, потому что это не нормальный процесс.

Зачастую руководство школ, учителя не понимают, что если буллинг есть в одном классе, то это, как метастазы, есть во всей школе. Нельзя считать, что он проявляется только в одном классе. В процессе буллинга задействованы не только жертва и агрессор, ведь есть еще наблюдатели, которые это видят, их сознание деформируется, они начинают считать, что это нормально. Повторюсь, это не нормальный процесс.

— Что нужно делать пострадавшему от буллинга?

— Если у пострадавшего от буллинга есть доверительные отношения с родителями, то, конечно же, он должен рассказать обо всем дома. Если нет, то обязательно рассказать социальному педагогу, психологу, классному руководителю, директору. В ЮНИСЕФ мы всегда говорим пострадавшим от буллинга о том, что нужно рассказывать старшим. Проблема буллинга – это проблема старших. Они должны помочь детям и оказать поддержку.

Хочу подытожить: буллинг не стоит рассматривать как чисто психологическое явление. Это в том числе и психолого-юридическое явление, которое относится и к правам человека, и к нарушению законодательства Республики Казахстан, в том числе административного, гражданского и уголовного кодексов.

Асылан Смагулов

Предыдущая запись
Медицинские маски — экологическая проблема?
Следующая запись
Как воспитывает своих детей актер Мейржан Туребаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Видео

Қала әкімнің біріңғай қабылдауы жаңа форматқа көшті

Новость дня

Популярное среди читателей

Колонки редакторов

Все теги

Меню